Психолог советуетГипер-, супер- и мегаопека: практическое руководство по воспитанию неинфантильного подростка
«Моему сыну ничего не интересно, кроме дурацких роликов в Интернете. И такие жалобы родителей не единичны. Даже можно сказать, что это классическая, среднестатистическая жалоба родителя на современного подростка: такого по уши погрязшего в гаджетах, в комфорте, в родительском контроле и опеке. «А как можно чего-то хотеть, когда мама в 16 лет ведёт тебя чуть ли не за руку?» — спрашиваю у мамы. В ответ молчание… И становится понятно, что все хотения и желания уже давно отбиты, ведь они могут быть «опасны для жизни этого «неприспособленного» мальчика». Почему и для чего родители сознательно или бессознательно инфантилизируют детей? Я хочу Вам рассказать, что необходимо делать, чтобы к 16 годам подросток не утратил интерес к жизни и не пропустил важнейший этап психического развития — поиск идентичности. Ребенок в подростковом возрасте находится в кризисе идентичности. «Кто я?», «Зачем я?», «В чем смысл моей жизни?», «Куда мне идти?». В свою очередь, чтобы на них ответить, подростку необходимо столкнуться с внешним миром, а именно - выйти за пределы семьи. Если не пускать, ограничивать, ограждать, сопровождать, контролировать, запрещать ребенку общаться со сверстниками (а это ведущая потребность данного возраста); внушать ему, что мир опасен; прогнозировать, что «ты не справишься»; утверждать, что «за тобой необходим контроль» — это может привести к двум вариантам развития событий: подросток будет либо очень жестко протестовать, либо станет безынициативным, пассивным, не испытывающим драйва в жизни юношей — ведь за него все сделают и решат. Опекая чрезмерно ребенка, уделяя ему слишком много внимания и удовлетворяя все его потребности, родители вместо достижения благих целей на самом деле инвалидизируют его, планомерно превращают в несостоятельного человека и все больше и больше разрушают истинный контакт между ними. Чтобы ситуация не закончилась катастрофой, каждый родитель подростка должен регулярно задавать себе серию вопросов:
Если на большинство вопросов родитель отвечает «нет», то смело можно предположить, что он своим подходом к воспитанию, своими действиями «только из лучших побуждений» и гиперопекой инфантилизирует ребенка. Ребенку таких родителей будет сложно ориентироваться во взрослом мире и делать то, что требует от него среда. А с каждым годом требования среды повышаются, и надо становиться все компетентнее и компетентнее.
Что делать, если вы — гиперопекун? 1. Осознать, что гиперопека — это вовсе не признак заботы о ребенке и тем более не признак близких отношений, а наоборот, признак того, что ребенок, по сути, родителя не очень интересует, с помощью него он решает какие-то свои вопросы. Задача родителя – не опекать и оберегать, а вырастить самостоятельного человека, легко ориентирующегося во взрослом современном мире. 2. Начать налаживать контакт с ребенком для того, чтобы ребенок с любыми проблемами мог прийти к родителю за поддержкой, чтобы он не боялся ему рассказывать о том, что в его жизни происходит. Для этого родителю необходимо:
3. Делегировать ребенку ответственность, адекватную его возрасту. Перестать контролировать то, что он может и должен уже делать самостоятельно. Примеры для делегирования ответственности ребенку
4. Развивать финансовые компетенции ребенка. Рассказывать о своем опыте зарабатывания денег, о своей деятельности. Не удовлетворять все желания ребенка. Ему всегда должно чего-то не хватать. Поощрять стремление зарабатывать: помогать с поиском подработки. Конечно, для того, чтобы действовать в соответствии с указанными пунктами, родителю необходимо быть самодостаточной личностью или хотя бы быть на пути к ней. Иначе выгоды от зависимого положения ребенка будут превалировать над здравым смыслом. Поэтому для начала родителю важно задать себе самый главный вопрос: Без искреннего ответа на этот вопрос и без решения своих личных проблем сложно будет следовать данным рекомендациям. Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. ПВ настоящее время дети оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску нарушения поведения, расстройства эмоциональной сферы. Психологическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности. Выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное нравственное Критерии психологического здоровья: - состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; - адекватное социальное поведение; - умение понимать себя и других; - более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; - умение делать выбор и нести за него ответственность. Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью, неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику. Психологически здоровый ребёнок- это ребёнок, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда ребёнок испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз). «Психологический климат семьи» Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат семьи можно определить, как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
|
Разделы сайта
Поиск
Полезные сайты
|