Гипер-, супер- и мегаопека: практическое руководство по воспитанию неинфантильного подростка
«Моему сыну ничего не интересно, кроме дурацких роликов в Интернете.
Он ни с кем не общается. Он абсолютный лентяй: уроки не делает, в комнате не убирает, к поступлению не готовится, будущим не интересуется. Обо всем должна думать я!» —восклицает мама 16-летнего парня, которая привела сына на консультацию и ожидает его под дверью. «Чтобы ни в коем случае он не возвращался один— мало ли что может произойти!».
И такие жалобы родителей не единичны. Даже можно сказать, что это классическая, среднестатистическая жалоба родителя на современного подростка: такого по уши погрязшего в гаджетах, в комфорте, в родительском контроле и опеке.
«А как можно чего-то хотеть, когда мама в 16 лет ведёт тебя чуть ли не за руку?» — спрашиваю у мамы. В ответ молчание… И становится понятно, что все хотения и желания уже давно отбиты, ведь они могут быть «опасны для жизни этого «неприспособленного» мальчика».
Почему и для чего родители сознательно или бессознательно инфантилизируют детей? Я хочу Вам рассказать, что необходимо делать, чтобы к 16 годам подросток не утратил интерес к жизни и не пропустил важнейший этап психического развития — поиск идентичности.
Ребенок в подростковом возрасте находится в кризисе идентичности.
Когда он пребывает в комфортном семейном опекунстве, все, что он может сказать о себе, это: «Я — сын своих родителей». Однако это совсем не то знание, в котором он нуждается в этом возрасте. Чтобы войти во взрослую жизнь и быть компетентным в ней, ему нужно ответить на свои вопросы:
«Кто я?»,
«Зачем я?»,
«В чем смысл моей жизни?»,
«Куда мне идти?».
В свою очередь, чтобы на них ответить, подростку необходимо столкнуться с внешним миром, а именно - выйти за пределы семьи.
Если не пускать, ограничивать, ограждать, сопровождать, контролировать, запрещать ребенку общаться со сверстниками (а это ведущая потребность данного возраста); внушать ему, что мир опасен; прогнозировать, что «ты не справишься»; утверждать, что «за тобой необходим контроль» — это может привести к двум вариантам развития событий: подросток будет либо очень жестко протестовать, либо станет безынициативным, пассивным, не испытывающим драйва в жизни юношей — ведь за него все сделают и решат.
Опекая чрезмерно ребенка, уделяя ему слишком много внимания и удовлетворяя все его потребности, родители вместо достижения благих целей на самом деле инвалидизируют его, планомерно превращают в несостоятельного человека и все больше и больше разрушают истинный контакт между ними.
Чтобы ситуация не закончилась катастрофой, каждый родитель подростка должен регулярно задавать себе серию вопросов:
- Какая ответственность есть у ребенка?
- Отвечает ли он за сделанные уроки? (Если родители проверяют уроки, значит, и ответственность несут они.)
- Отвечает ли он за заведенный будильник и утренний подъем?
- Отвечает ли он за порядок в комнате?
- Отвечает ли он за уборку за собой?
- Отвечает ли он за свои действия и поступки? Или вся ответственность сводится к истерическим крикам родителя?
- Какая свобода есть у ребенка? Есть ли у него возможность выбирать, принимать решения, а, следовательно, ошибаться и понимать, что у любых действий есть логические последствия, далеко не всегда приятные? Или родители тщательно берегут свое чадо от любого неверного на их взгляд действия?
- Есть ли у ребенка свои интересы, не навязанные родителями, свои цели? Цели, которые будут его мотивировать, создавать драйв и кайф в жизни?
- Насколько ребенок владеет финансовым аспектом реальной жизни?
- Стимулируется ли его способность зарабатывать, иметь свой бюджет, распоряжаться им по своему усмотрению? Или все его желания исполняются так быстро, что он даже не успевает возжелать чего-то нового?
- Рассказывает ли родитель (и как часто) ребенку о событиях в своей жизни, о своей работе, о том, как прошел его день? Или все их общение сводится к банальному: «Ты ел? Ты сделал уроки? Как дела в школе?».
- Знает ли родитель, какую музыку слушает его ребенок, в какие подростковые тусовки он вхож, если вхож вообще?
Если на большинство вопросов родитель отвечает «нет», то смело можно предположить, что он своим подходом к воспитанию, своими действиями «только из лучших побуждений» и гиперопекой инфантилизирует ребенка. Ребенку таких родителей будет сложно ориентироваться во взрослом мире и делать то, что требует от него среда. А с каждым годом требования среды повышаются, и надо становиться все компетентнее и компетентнее.
Что делать, если вы — гиперопекун?
1. Осознать, что гиперопека — это вовсе не признак заботы о ребенке и тем более не признак близких отношений, а наоборот, признак того, что ребенок, по сути, родителя не очень интересует, с помощью него он решает какие-то свои вопросы. Задача родителя – не опекать и оберегать, а вырастить самостоятельного человека, легко ориентирующегося во взрослом современном мире.
2. Начать налаживать контакт с ребенком для того, чтобы ребенок с любыми проблемами мог прийти к родителю за поддержкой, чтобы он не боялся ему рассказывать о том, что в его жизни происходит. Для этого родителю необходимо:
- - перестать оценивать ребенка, не навешивать на ребенка ярлыки из серии «ленивый», «рассеянный», «зажатый», «лоботряс»;
- - познакомиться с друзьями подростка. Для этого можно приглашать их в гости, придумывать поводы для совместного общения, времяпровождения. Тогда родитель увидит, что сверстники не так уж опасны, как ему кажется. А если он и заметит опасность, то при налаженном контакте с ребенком всегда сможет высказать свое мнение. Не запретит дружбу (это все равно не сработает), а поделится своим впечатлением о человеке.
- - перестать допрашивать ребенка о том, как дела в школе и выполнил ли он уроки.
3. Делегировать ребенку ответственность, адекватную его возрасту. Перестать контролировать то, что он может и должен уже делать самостоятельно.
Примеры для делегирования ответственности ребенку
- В школу просыпается самостоятельно.
- Уроки делает самостоятельно, без контроля родителя. Родитель помогает только тогда, когда ребенок попросит, приложив до этого усилия для решения.
- За собой убирает самостоятельно, за невыполнение предусматриваются санкции. Для наказания надо найти то, что важно подростку, лишением этой важности и наказывать. Правило и наказание за невыполнение проговаривается один раз. Если не выполнил, ни в коем случае не бегать и истерически не напоминать, а сразу спокойно, уверенно и любя привести в исполнение наказание. Ребенок должен видеть, что вы отвечаете за свои слова. Тогда он начнет к ним относиться серьезно.
- Участвовать в домашних делах. Должны быть дела, за выполнение которых он несет ответственность. Например, вынос мусора. За невыполнение – спокойное наказание.
- Принимать решения относительно себя: какие секции посещать, чем увлекаться, с кем общаться, как обставлять свою комнату, какую одежду носить… Родитель может только рассказать свое видение, а уже дело подростка – прислушиваться или нет. Он имеет право ошибаться и нести ответственность за свои ошибки. И задача родителя, если ребенок ошибся, не давить еще больше: «Я же предупреждал…», а просто посочувствовать и поддержать, ведь ребенку и так уже очень плохо.
- Отвечать за свои действия. Если ребенок во что-то «вляпался» (а это норма для подросткового возраста), то опять же — ответственность должен по максимуму нести он, то есть придумывать выходы из сложившейся ситуации. Родитель вмешивается только в том случае, если подросток уже сделал все возможное. И опять же: спокойствие, любовь и вера в своего ребенка будут родителю помощниками.
4. Развивать финансовые компетенции ребенка. Рассказывать о своем опыте зарабатывания денег, о своей деятельности. Не удовлетворять все желания ребенка. Ему всегда должно чего-то не хватать. Поощрять стремление зарабатывать: помогать с поиском подработки.
Конечно, для того, чтобы действовать в соответствии с указанными пунктами, родителю необходимо быть самодостаточной личностью или хотя бы быть на пути к ней. Иначе выгоды от зависимого положения ребенка будут превалировать над здравым смыслом.
Поэтому для начала родителю важно задать себе самый главный вопрос:
«Зачем мне зависимый инфантильный сын (дочь), зачем я его (ее) делаю таким?».
Без искреннего ответа на этот вопрос и без решения своих личных проблем сложно будет следовать данным рекомендациям.
Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.
ПВ настоящее время дети оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску нарушения поведения, расстройства эмоциональной сферы.
Психологическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка - это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств.
Выделяют следующие компоненты здоровья:
физическое,
психическое,
социальное
нравственное
Критерии психологического здоровья:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью, неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый ребёнок- это ребёнок, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда ребёнок испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
«Психологический климат семьи»
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Психологический климат семьи можно определить, как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.